Андрей Киселев

О поэзии на телевидении

"Святое место пусто не бывает". Эта пословица как нельзя лучше характеризует ситуацию с почти полным отсутствием поэтических передач на современном телевидении. Но поэзия не исчезла с экрана, нет. Она перекочева-ла" в более "предприимчивые" жанры музыкального телевидения и... рекламы. О грандиозной популярности музыкальных клипов говорит появление отдельных, круглосуточно действующих музыкальных каналов, о магической притягательности поэзии - существование множества, основанных на ней рекламных роликов... Действительно, ведь при прозаическом прочтении таких текстов, как: "Пиво Балтика - золото трудового народа", "Туборг - пиво с твоим характером", "Соки Я - поцелуй лета", "(шоколад) Виспа - мир волшебных пузырьков", "(губная помада) Ковергерл - все достижимо", "Чистота - чисто Тайд" и т.д. - они представляются абсолютно бессмысленными... Только образная ассоциация - исключительный инструмент поэзии - может связать воедино обе стороны рекламного слогана. Только при условии метафоры и гиперболы укладываются в восприятие чудеса, которые происходят на экране с потребителями вышеупомянутых продуктов. 
Впечатляющий способ переноса смысловых значений с помощью ассоциации часто используется и в политических целях. Как не вспомнить "оружие" гитлеровской пропаганды, изобилующее поэтическими сравнениями: "Подобно копью Вотана (вариант: "мечу Зигфрида"), оружие возмездия пора-зит врага в самое сердце", или "огнеглазые Валькирии рейха обрушат на агрессора священное безумие". Или на примере более "свежей" политической практики: в ролике "Томскнефть против Юкоса" (1995) на всем протяжении кадра демонстрируется пирамида из рулонов туалетной бумаги с титром "35 рублей за 1 баррель". Диктор спокойным голосом информирует о положении в нефтепродаже, но показываемое "кричит" об обратном. В бумажной пирамиде угадывается "пирамида" МММ, тогда бывшая на слуху только что обанкротившаяся компания, нанесшая финансовый ущерб миллионам россиян, в "35 рублях" - намек, что рубли (а не обычно принятые для расчетов в нефтяной отрасли американские доллары) годятся только на покупку туалетной бумаги, да и сами эти деньги - рубли - образно выражаясь - "туалетная бумага", годящаяся только для одной, определенной цели... Где, в каких еще жанрах современных телепередач можно увидеть столь яркую поэтическую символику?! 
Однако обратный эффект использования инструментария поэзии в часто неискренних политических и коммерческих целях - недоверие зрителей ко всему образному и символическому. Он потянулся к простым, не требующим игры воображения, документальным жанрам телепередач, к прозаическому показу действительности - этому свидетельство все увеличивающееся количество публицистических и новостийных телепрограмм. Но не из-за этого ли наша жизнь "становится все рациональнее и бездуховнее"?
В жестко рациональном мире нужно обладать определенной хитростью, чтобы пробудить в современных апатичных зрителях умение ценить поэтическое слово и наслаждаться им. Этому помогает "одежда" привычной клиповой музыкальной формы, с ритмизированным строением видеоряда, применением специальных видеоэффектов, в которую облекается "видеопоэзия". Конечно, в той форме, в которой она существует сегодня на томском телевидении, в течении одного стихотворения, невозможно в полной мере охарактеризовать творчество поэта. Можно только суметь заинтересовать и дать ненадолго почувствовать ее пульс и красоту. 
Ответ на вопрос "зачем?", кажется, лежит на поверхности. В мире, в котором потерян смысл жизни, в котором смыслом становится достижение состояния сытой удовлетворенности, трудно доказать необходимость выйти, хотя бы в мечтах, наружу из теплого закута. И только тоска по ночам, смутно гложущая сердце, подсказывает, что это необходимо. Поэтическое мировоззрение, поэзия (и видеопоэзия, распостраняемая на массовое сознание) может, и должна быть действенным, рождающим в муках новое солнце, обозначающим для людей новые цели, способом существования… По крайней мере, она имеет право просто быть в нашей жизни.

 

Ваши отзывы Вы можете оставить в общей гостевой книге раздела "Статьи"

Оставить запись в книге                   Посмотреть на книгу гостей

Вернуться...
©Киселев Андрей ("Томск: в зоне вещания" http://tvzone.city.tomsk.net) публикуется с разрешения автора
©"Mik..."
Любое коммерческое использование материалов без согласования с автором преследуется по закону об авторском праве Российской Федерации.

Рассылка 'Рассылка Литературной странички http://literpage.narod.ru'

Сайт создан в системе uCoz