Великие философы (цикл сонетов) |
ДЕКАРТ Картезианство нынче снова в моде. Рене Декарт, французский офицер, По-моему, подал дурной пример, Подсунув геометрию Природе. Учил и Пифагор в подобном роде, Но Пифагор был всё же не Гомер. Нелепа мысль, что форма и размер Содержат дух, как масло в бутерброде. Где жизнь в упадке, торжествует разум. Но дуализм кончается маразмом, Поскольку всё же: vivo ergo sum. Суровый климат погубил Декарта. Как выяснилось, Швеция - не Спарта. Не сладив с телом, пал великий ум. ПАСКАЛЬ Природа не боится пустоты. Но сам Паскаль всегда её боялся. Поэтому, возможно, он остался У янсенистов, где от суеты Нашёл спасенье. Лучшие цветы Своей души, как сам он выражался, Он в "Мыслях" воплотил. Но смена галса Преобразила берега черты Иная жизнь, созвездия иные Ему открылись. Может быть, впервые Он понял, что таится в бездне Бог. И он постиг: от бездны нет спасенья! У мыслящего бедного растенья От этой мысли разум изнемог. СПИНОЗА Барух Спиноза, тихий иудей, Хотел во всей природе видеть Бога. Эвклидов метод - слабая подмога, Чтоб мир собрать из модусов идей. Но, одержим задачею своей, Он линзы шлифовал не хуже слога, И ни голландский клир, ни синагога Осилить не смогли натуры сей. Он, в сущности, прожил, как чистый мальчик. И если чистота хоть что-то значит На неподкупных Господа весах, Я думаю, ему простится метод, Поскольку всё же прав Спиноза где-то, Усматривая вечность на часах. ЛЕЙБНИЦ При Брауншвейгском герцогском дворе Философу жилось не очень сладко. Но дух немецкий требует порядка И, так сказать, гармонии in re. А посему весь божий мир - тире - Свести необходимо без остатка К гармонии; подобная догадка Для Лейбница есть ключ ко всей игре. Но как же сладить со свободой воли? А вдруг монады выбьются из роли - И вдребезги гармония тогда! Несовершенство методов допроса Мешало разрешению вопроса - Осталась тайна тайной навсегда. КАНТ Суровый Кант не одобрял сонета. Ему не позволял императив Излиться, чувством разум оперив, В свободную фантазию поэта. А так как ни Лаура, ни Джульетта - Италии пленительный мотив - Им не были допущены в актив, То не было и повода на это. Бедняга, он попал в другой капкан. И Чистый Разум свой имел изъян - Неразрешимых антиномий язву. Он так и не сумел их разрешить. Чтоб за уши поймать двух зайцев сразу, Агностиком, наверно, мало быть. ФИХТЕ Сын сельского ткача был крепкий малый. Упрям и по-немецки грубоват, Он Лютеру по духу в чём-то брат, И для него субъект - всему начало. У Фихте "Я" свободно полагало Себя и мир. Но он хитрей, чем Кант: "Я" и "не-Я" здесь противостоят, Друг в друге отражаясь, что давало Намёк на синтез. В самом деле, "Я", Творя весь мир, в нём познаёт себя. Красивое, не спорю, построенье, Но панлогизмом всё-таки грешит, Поскольку "Я" - разумный индивид, И мир тогда - всего лишь представленье. ШЕЛЛИНГ Он начинал, пожалуй, как поэт, Романтик, мистик и натурфилософ. И голова кружилась от вопросов, И Абсолют струил предвечный свет. Но как их сочетать: субъект - объект? Как шхуну провести меж двух утёсов? Где Всеединства скрыт желанный остров? Возможно, в древних мифах дан ответ? Спасение, конечно, в откровенье! Но ум его опять поник в сомненье: Как Дух с Природой воссоединить? И тот, кто жил высоким вдохновеньем, Окончил дни свои в полузабвеньи - Он потерял связующую нить. ГЕГЕЛЬ Окончив богословский институт, Он пастором не стал. Иные дали Смышлёного Георга привлекали: Дух, Разум, Универсум, Абсолют. Он верил: Дух с Природой совпадут! Он видел мир в логическом кристалле, Но силой Духа формы оживали - В самих вещах понятия живут! Весь мир в диалектическом движенье Он охватить хотел. И, к сожаленью, Поверил в то, что вправду охватил. Ум Гегеля - не Разум Абсолюта И даже не Всемирный Дух. Вот тут-то Он главную ошибку совершил. ШОПЕНГАУЭР Сын гданьского купца не стал купцом, Но с юных лет он понял как-то сразу, Что миром движет воля, а не разум, И мир, по сути дела, есть фантом. Он Гегеля поймал уже на том, Что оптимизма лживого заразу Тот ставит на сомнительную базу Прогресса духа - дух-то здесь при чём? Гримасы духа - это только маски Слепой стихии, ищущей развязки И устремлённой в смерть, как свой предел. Не понятый при жизни, озлоблённый, К спасительной нирване устремлённый, Он так её достичь и не сумел. ФЕЙЕРБАХ Что не был Людвиг Фейербах Христом, Доказывать особенно не надо. Он человек. Ходячая монада. И материалист при всём при том. Религия, по Людвигу, фантом И опиум навроде самосада. Бог в человеке. С головы до зада Он чувственный, земной - таким финтом Мы упраздняем Бога как химеру И возвращаем человеку веру В то, что его природа - в нём самом. Любовь ко всем - особо половая Людей связует. Это сознавая, Займёмся созидательным трудом. КЬЕРКЕГОР Спекулятивный разум умирал, И юный Сёрен это ясно видел. Все тайны были скрыты в индивиде, Но ключ к разгадке далеко лежал. Он знал лишь то, что ничего не знал. Отчаянье заброшенных в Аиде - Вот наша жизнь. Но veritas in fide: Иов взывал - и Бог ему воздал. Познанье, наслажденье, добродетель - Лишь призраки. Души твоей свидетель И Судия - один лишь только Бог. Комичны философские потуги, Песку подобны знанья и заслуги - И остаётся вечный диалог. НИЦШЕ Классический филолог верил в миф. Для Ницше жизнь едина с Дионисом И волей к власти. Под таким девизом Он возвестил нам свой императив. Век Заратустры сумрачно открыв, Он чувствовал себя вторым Улиссом, Бестрепетно стоящим перед Стиксом, С сознанием, что он пока что жив. Он знал, что он последний из великих. И с отвращеньем в ордах толп безликих Предчувствовал судьбу своих идей. Но он своей мечте остался верен: Ещё придёт прекрасный гордый эллин Освободить залгавшихся людей. ДЖЕМС Уильям Джемс открыл поток сознанья Как изначальный опыт бытия. В нём каждый чист, как в плеске волн дитя, И он первичней всякого познанья. Наука - это вроде наказанья Сознания, которое шутя, Безумствуя, любя или грустя, Творит свой мир по прихоти желанья. Вы спросите: но где здесь прагматизм И тайно скрытый империализм, Который, как известно, чужд науке? Что вам сказать? Наверное, он в том, Что каждый хочет жить. А также в том, Что жизнь не терпит глупости и скуки. БЕРГСОН Анри Бергсон считал, что интеллект - Не самый умный малый в школе жизни. Мир, явленный в интуитивной призме, Богаче, чем игра в субъект-объект. Мир - творческий порыв, живой аффект, Бескрайний океан цветущей жизни, В котором разум ищет механизмы, Не в силах обнаружить сам эффект. Смысл жизни - не в познанье, а в дерзанье! Жизнь - это поиск, схватка, состязанье, Где победитель получает приз. (Я верю, что мой грамотный читатель Поймёт, в чём заблуждается писатель, И отсечёт реакционный смысл). Октябрь 1982 г. МАРКС Вождь мирового пролетариата Дорогу к коммунизму указал. Он мудро диалектику связал С историей. Звук грозного набата Он миру возвестил. Придёт расплата - И рухнет побеждённый капитал! Но вот что Маркс не до конца познал: Победа поражением чревата. Во всём исток противоречья скрыт. Рабочий класс, возможно, победит - Но нет у диалектики предела Маркс знал, какие силы он призвал - И призрак по Европе зашагал До Азии. Мавр сделал своё дело. ЭНГЕЛЬС Великого Учителя собрат, Он создал "Диалектику природы" И тем упрочил каменные своды Матерьялизма, дав нам диамат. Неоспорим бесценный этот вклад В учение марксизма. Правда, годы Слегка сместили некие подходы Сего труда. Науки не стоят На месте, как известно. Но суть дела Не в этом. Как природа углядела Свои законы? Кто ей разум дал? Даны ль законы эти ей от века Иль это лишь созданье человека? Увы, он это так и не узнал. Октябрь 1982 г.
|
Вернуться... |
Каганов Владимир |
"Mik..." |
Любое коммерческое использование материалов без согласования с автором преследуется по закону об авторском праве Российской Федерации. |