Великие философы

(цикл сонетов)

ДЕКАРТ
Картезианство нынче снова в моде.
Рене Декарт, французский офицер,
По-моему, подал дурной пример,
Подсунув геометрию Природе.
Учил и Пифагор в подобном роде,
Но Пифагор был всё же не Гомер.
Нелепа мысль, что форма и размер
Содержат дух, как масло в бутерброде.
Где жизнь в упадке, торжествует разум.
Но дуализм кончается маразмом,
Поскольку всё же: vivo ergo sum.
Суровый климат погубил Декарта.
Как выяснилось, Швеция - не Спарта.
Не сладив с телом, пал великий ум.

ПАСКАЛЬ
Природа не боится пустоты.
Но сам Паскаль всегда её боялся.
Поэтому, возможно, он остался
У янсенистов, где от суеты
Нашёл спасенье. Лучшие цветы
Своей души, как сам он выражался,
Он в "Мыслях" воплотил. Но смена галса
Преобразила берега черты
Иная жизнь, созвездия иные
Ему открылись. Может быть, впервые
Он понял, что таится в бездне Бог.
И он постиг: от бездны нет спасенья!
У мыслящего бедного растенья
От этой мысли разум изнемог.

СПИНОЗА
Барух Спиноза, тихий иудей,
Хотел во всей природе видеть Бога.
Эвклидов метод - слабая подмога,
Чтоб мир собрать из модусов идей.
Но, одержим задачею своей,
Он линзы шлифовал не хуже слога,
И ни голландский клир, ни синагога
Осилить не смогли натуры сей.
Он, в сущности, прожил, как чистый мальчик.
И если чистота хоть что-то значит
На неподкупных Господа весах,
Я думаю, ему простится метод,
Поскольку всё же прав Спиноза где-то,
Усматривая вечность на часах.

ЛЕЙБНИЦ
При Брауншвейгском герцогском дворе
Философу жилось не очень сладко.
Но дух немецкий требует порядка
И, так сказать, гармонии in re.
А посему весь божий мир - тире - 
Свести необходимо без остатка
К гармонии; подобная догадка
Для Лейбница есть ключ ко всей игре.
Но как же сладить со свободой воли?
А вдруг монады выбьются из роли -
И вдребезги гармония тогда!
Несовершенство методов допроса 
Мешало разрешению вопроса -
Осталась тайна тайной навсегда.

КАНТ
Суровый Кант не одобрял сонета.
Ему не позволял императив
Излиться, чувством разум оперив,
В свободную фантазию поэта.
А так как ни Лаура, ни Джульетта -
Италии пленительный мотив -
Им не были допущены в актив,
То не было и повода на это.
Бедняга, он попал в другой капкан.
И Чистый Разум свой имел изъян -
Неразрешимых антиномий язву.
Он так и не сумел их разрешить.
Чтоб за уши поймать двух зайцев сразу,
Агностиком, наверно, мало быть.

ФИХТЕ
Сын сельского ткача был крепкий малый.
Упрям и по-немецки грубоват,
Он Лютеру по духу в чём-то брат,
И для него субъект - всему начало.
У Фихте "Я" свободно полагало 
Себя и мир. Но он хитрей, чем Кант:
"Я" и "не-Я" здесь противостоят,
Друг в друге отражаясь, что давало
Намёк на синтез. В самом деле, "Я",
Творя весь мир, в нём познаёт себя.
Красивое, не спорю, построенье,
Но панлогизмом всё-таки грешит,
Поскольку "Я" - разумный индивид,
И мир тогда - всего лишь представленье.

ШЕЛЛИНГ
Он начинал, пожалуй, как поэт,
Романтик, мистик и натурфилософ.
И голова кружилась от вопросов,
И Абсолют струил предвечный свет.
Но как их сочетать: субъект - объект?
Как шхуну провести меж двух утёсов?
Где Всеединства скрыт желанный остров?
Возможно, в древних мифах дан ответ?
Спасение, конечно, в откровенье!
Но ум его опять поник в сомненье:
Как Дух с Природой воссоединить?
И тот, кто жил высоким вдохновеньем,
Окончил дни свои в полузабвеньи -
Он потерял связующую нить. 

ГЕГЕЛЬ
Окончив богословский институт,
Он пастором не стал. Иные дали
Смышлёного Георга привлекали:
Дух, Разум, Универсум, Абсолют. 
Он верил: Дух с Природой совпадут!
Он видел мир в логическом кристалле,
Но силой Духа формы оживали -
В самих вещах понятия живут!
Весь мир в диалектическом движенье 
Он охватить хотел. И, к сожаленью,
Поверил в то, что вправду охватил.
Ум Гегеля - не Разум Абсолюта
И даже не Всемирный Дух. Вот тут-то
Он главную ошибку совершил.

ШОПЕНГАУЭР
Сын гданьского купца не стал купцом,
Но с юных лет он понял как-то сразу,
Что миром движет воля, а не разум,
И мир, по сути дела, есть фантом.
Он Гегеля поймал уже на том, 
Что оптимизма лживого заразу
Тот ставит на сомнительную базу
Прогресса духа - дух-то здесь при чём?
Гримасы духа - это только маски
Слепой стихии, ищущей развязки
И устремлённой в смерть, как свой предел.
Не понятый при жизни, озлоблённый,
К спасительной нирване устремлённый,
Он так её достичь и не сумел.

ФЕЙЕРБАХ
Что не был Людвиг Фейербах Христом,
Доказывать особенно не надо.
Он человек. Ходячая монада.
И материалист при всём при том.
Религия, по Людвигу, фантом
И опиум навроде самосада.
Бог в человеке. С головы до зада
Он чувственный, земной - таким финтом
Мы упраздняем Бога как химеру
И возвращаем человеку веру
В то, что его природа - в нём самом.
Любовь ко всем - особо половая
Людей связует. Это сознавая,
Займёмся созидательным трудом.

КЬЕРКЕГОР
Спекулятивный разум умирал,
И юный Сёрен это ясно видел.
Все тайны были скрыты в индивиде,
Но ключ к разгадке далеко лежал.
Он знал лишь то, что ничего не знал.
Отчаянье заброшенных в Аиде -
Вот наша жизнь. Но veritas in fide:
Иов взывал - и Бог ему воздал.
Познанье, наслажденье, добродетель -
Лишь призраки. Души твоей свидетель
И Судия - один лишь только Бог.
Комичны философские потуги,
Песку подобны знанья и заслуги -
И остаётся вечный диалог.

НИЦШЕ
Классический филолог верил в миф.
Для Ницше жизнь едина с Дионисом
И волей к власти. Под таким девизом
Он возвестил нам свой императив.
Век Заратустры сумрачно открыв,
Он чувствовал себя вторым Улиссом,
Бестрепетно стоящим перед Стиксом,
С сознанием, что он пока что жив.
Он знал, что он последний из великих.
И с отвращеньем в ордах толп безликих
Предчувствовал судьбу своих идей.
Но он своей мечте остался верен:
Ещё придёт прекрасный гордый эллин
Освободить залгавшихся людей.

ДЖЕМС
Уильям Джемс открыл поток сознанья
Как изначальный опыт бытия.
В нём каждый чист, как в плеске волн дитя,
И он первичней всякого познанья.
Наука - это вроде наказанья
Сознания, которое шутя,
Безумствуя, любя или грустя,
Творит свой мир по прихоти желанья.
Вы спросите: но где здесь прагматизм
И тайно скрытый империализм,
Который, как известно, чужд науке?
Что вам сказать? Наверное, он в том,
Что каждый хочет жить. А также в том,
Что жизнь не терпит глупости и скуки.

БЕРГСОН
Анри Бергсон считал, что интеллект -
Не самый умный малый в школе жизни.
Мир, явленный в интуитивной призме,
Богаче, чем игра в субъект-объект.
Мир - творческий порыв, живой аффект,
Бескрайний океан цветущей жизни,
В котором разум ищет механизмы,
Не в силах обнаружить сам эффект.
Смысл жизни - не в познанье, а в дерзанье!
Жизнь - это поиск, схватка, состязанье,
Где победитель получает приз.
(Я верю, что мой грамотный читатель
Поймёт, в чём заблуждается писатель,
И отсечёт реакционный смысл).

Октябрь 1982 г. 

МАРКС
Вождь мирового пролетариата
Дорогу к коммунизму указал.
Он мудро диалектику связал
С историей. Звук грозного набата
Он миру возвестил. Придёт расплата -
И рухнет побеждённый капитал!
Но вот что Маркс не до конца познал:
Победа поражением чревата.
Во всём исток противоречья скрыт.
Рабочий класс, возможно, победит -
Но нет у диалектики предела
Маркс знал, какие силы он призвал -
И призрак по Европе зашагал
До Азии. Мавр сделал своё дело.

ЭНГЕЛЬС
Великого Учителя собрат,
Он создал "Диалектику природы"
И тем упрочил каменные своды
Матерьялизма, дав нам диамат. 
Неоспорим бесценный этот вклад 
В учение марксизма. Правда, годы
Слегка сместили некие подходы
Сего труда. Науки не стоят
На месте, как известно. Но суть дела
Не в этом. Как природа углядела
Свои законы? Кто ей разум дал?
Даны ль законы эти ей от века 
Иль это лишь созданье человека?
Увы, он это так и не узнал. 

Октябрь 1982 г.

 

Вернуться...
Каганов Владимир
"Mik..."
Любое коммерческое использование материалов без согласования с автором преследуется по закону об авторском праве Российской Федерации.

Рассылка 'Рассылка Литературной странички http://literpage.narod.ru'

Сайт создан в системе uCoz